55
отрядов латышской вспомогательной полиции SD,
из которых дольше всех просуществовала команда под
руководством Виктора Арайса (см. «Команда Арайса»
ХХ стр.). В уничтожение евреев по возможности привле-
кались также члены местной полиции и самообороны.
Расистская пропаганда ненависти и дегуманизации
нацистов старалась всеми силами обосновать уничтоже-
ние евреев — плакаты, выставки, брошюры, статьи в
печати появились уже в первые дни оккупации. Этим
занималасть специально присланная из Германии группа
пропагандистов. Газеты печатали снимки найденных
трупов — жертв «ЧК», обвиняя «жидов–большевиков»
в коммунистическом насилии и убийствах. Евреев прак-
тически исключили из общества. Против них были
направлены административные ограничения и различ-
ные унижения: приказы носить звезду Давида, запреты
перемещения по тротуарам, нахождения в общественных
местах и совершения покупок. Евреев также отправляли
на расчистку развалин, раскопки мест захоронения жертв
коммунистов и др.
Акции по уничтожению евреев начались уже в июне
и продолжались до сентября. Наиболее массовые акции
происходили в Риге, Даугавпилс, Лиепае и во многих
малых городах. В сентябре для оставшихся в живых
евреев Риги устроили обнесённый забором и охра-
няемый гетто, расположенный в Московском предме-
стье города. Массовое уничтожение евреев возобнови-
лось после прибытия в Латвию Екелна. В двух акциях
55
ЕВРЕИ И ЛАТЫШИ
Первые евреи на территорию Латвии пришли в конце 16–ого
и в начале 17–ого века. На западе Латвии, в Курземском гер-
цогстве, обосновались главным образом торговцы и ремес-
ленники. На востоке, в Латгалии, которой управляла Польша,
поселились еврейские беженцы от репрессий в Росии.
Еврейский историк Лео Дрибин с признанием отмеча-
ет толерантное отношение латышских крестьян к евреям.
Отдельные проявления антисемитизма начали появляться
только во второй половине 19–ого века. Но в отличии от
России 1880–х годов в Латвии никогда не происходили еврей-
ские погромы, и антисемитизм в основном был проявлени-
ем политики царского правительства России и российских
националистических кругов.
В независимой Латвии почти все евреи были гражданами
Латвии. Они имели статус национального меньшинства и
культурную автономию. Вплоть до потери независимости в
1940 году действовала широкая сеть еврейских школ. Евреи
были представлены в Саейме Латвии и приимали активное
участие в хозяйственной и культурной жизни Латвии. Подобно
другим странам Европы в Латвии в 20–х и 30–х годах начал
распространяться хозяйственный, и рассовый антисемитизм.
Многие организации, среди них экстремально националисти-
ческий Перконкрустс, выражали откровенно антисемитские
взгляды. Однако евреев всё время защищало государство,
включая период единовластия Карлиса Улманиса. Правда,
правительство Улманиса ограничило культурную автономию
еврейской общины, но оно также закрыло многие издания
печати и организации, которые выражали антисемитизм, в
том числе Перконкрустс. Развивая идеи капиталистического
развития своего государства, оно учитывало также эконо-
мические возможности евреев. Несколько тысяч еврейских
беженцев получили разрешение въехать в Латвию из нацист-
ской Германии, и их обеспечили документами в период, когда
многие другие страны этого не делали.
30 ноября и 8 декабря из Рижского гетто вывезли в Рум-
булу, что недалеко от Риги, и под прямым руководством
Екелна уничтожили около 25 000 евреев. Около 2500 ев-
реев Лиепаи уничтожили с 15 по 17 декабря. Тем самым
завершилось массовое уничтожение евреев Латвии, жерт-
вами которой стало около 70 000 человек. Это произошло
за месяц до печально известной Ванзейской (
Wannsee) кон-
ференции, которая приняла «окончательное решение».
В Латвию из Германии, Австрии и Чехии было достав-
лено ещё 25 000 евреев, 20 000 из которых в дальнейшем
были уничтожены. Рижское гетто закрыли в 1943 году.
Оставшихся в живых и пригодных к труду евреев пере-
местили в концентрационные лагеря. Самые крупные из
них находились в Межапарке и Дундаге. Большинство
оставшихся в живых заключённых в 1944 году вывезли
в Германию.
Внезапные, широкие и в Латвии невиданные пресле-
дования и убийства евреев вызвали у многих жителей
сочувственное отношение, которые осуждались офи-
циальными инстанциями и прессой. Сограждане всё
же спасли в Латвии более чем 400 евреев. Многие были
осуждены за укрытие евреев.
В результате националсоциалистической политики
геноцида прекратило существование история еврейско-
го национального меньшинства в Латвии, которая до
того продолжалась веками. В течение нескольких лет
Латвия потеряла ещё одну исторически, культурно, эко-
номически и политически важную часть общества.
«КОМАНДА АРАЙСА»
Уже в первые дни июля 1941 года командир оперативной
группы SD «А» (
Einsatzgruppe der Siherheitspolizei und des
SD) Вальтер Шталекер поручил бывшему лейтенанту поли-
ции Виктору Арайсу организовать особый вспомогательный
отряд полиции латышского SD (
Sonderkommando). Он хорошо
вписывался в нацистские замыслы уничтожения или — по
их терминологии — в акции «самоочищения». Это означало
включение в акции местного населения, самим оставаясь по
мере возможности незаметными. «Команда Арайса» немед-
ленно подключилась к инсценированным погромам, начиная
с поджога большой Хоральной синагоги в Риге 4–го июля,
а также к систематическому уничтожения евреев и цыган в
Риге, а позже и во всей Латвии. Историк Андриевс Езергай-
лис подсчитал, что команда в общей численности ответствен-
на за уничтожение примерно 26 000 человек, включая около
2000 цыган и душевно больных, и около 2000 коммунистиче-
ских активистов.
В начале состав команды насчитывал около 100 добро-
вольцев, среди которых многие потеряли близких в недавних
советских репрессиях. В конце 1941 года в команде было
около 300, а в 1942 году, когда систематическое уничтожение
евреев на территории Латвии уже закончилось, её состав
увеличился примерно до 1200 участников. Исследования
показывают, что со временем в команду стали вступать по
личным соображениям, включая уклонение от призыва в
армию или от трудовой повинности. Наряду с охраной кон-
центрационного лагеря Саласпилс команда действовала и за
пределами Латвии. На территории Польши, Белоруссии и на
Украине она участвовала в уничтожении евреев и в борьбе
против советских партизан.
56
56
ЖИД/ЕВРЕЙ
С восстановления независимости Латвии в 1991 году, в
научных и публичных дискуссиях часто возникает вопрос о
названии этой национальности. До 1940 года на латышском
литературном языке употреблялось обозначение «жидс»,
которое дополнительно не имело отрицательного оттенка, и
являлось родственным обозначению на польском, литовском
и других языках. Во время первой советской оккупации в
1940/41 году, следуя русскому образцу, стали употреблять
обозначение «еврей». В период оккупации националсоциали-
стической Германии латышское слово «жид» стали употре-
блять в ненавистническых антисемитских кампаниях, осо-
бенно в сочетании «жид–большевик». После 1945 года слово
«еврей» всё чаще укоренялось в латышском языке в связи
с тем, что на русском языке слово «
жид» имеет негативное
и дискриминирующее значение. К тому же после организо-
ванного нацистами холокоста, в котором погибли почти все
евреи Латвии, большая часть послевоенных приезжих евреев
из других республик СССР говорила по русски и называла
себя евреями как в России. Часть коренных жителей Латвии,
в том числе лица еврейской национальности, и латыши в эми-
грации защищают употребление старого обозначения «жид»,
напоминая, что оно не имеет никакого негативного значения.
Тем не менее представители еврейской общины Латвии это
обозначение отрицают. Общество и пресса Латвии употре-
бляет слово «еврей». Его употребляет и музей Оккупации.
ЯНИС (ЖАНИС) ЛИПКЕ (1900–1987)
Янис Липке, более известный как Жанис, был рабочим Риж-
ского порта. В первые месяцы войны он работал вместе с
евреями, которых отправляли на работы. Он решился укрыть
евреев в своём доме, где был специально создан бункер, а
позже многих разместил у друзей. Липке спас 53–х обречён-
ных на смерть людей. Музей нацистских жертв в Израиле
присвоил Липке и его жене Иоханне памятную медаль, и на
Аллее Праведности в Иерусалиме в честь Липке посажено
памятное дерево. В Риге его именем названа улица, и у его
дома установлена памятная плита.
СТРАШНЫЙ ГОД
Националсоциалистическая пропаганда в целях своей рас-
совой идеологии и для разжигания ненависти использовала
дни народного траура и возмущение о злодеяниях коммуни-
стической оккупационной власти в 1941 году. Наиболее ярко
это отражается в книге
Страшный год. Она вышла на латыш-
ском языке в 1942 году, а на немецком — в 1943 году. В книге
отражен советский террор и показаны обнаруженные жертвы
злодеяний «ЧК». Однако жертвы террора в книге использова-
ны также как инструменты, чтобы обвинить евреев в целом
как виновников преступлений коммунистов, и как врагов
латышского народа. Многие фотоснимки в книге подобраны
тенденциозно, ретушированы и имеют неверные аннотации.
Израильская почётная грамота, врученная Паулу
Круминю, который «рисковал своей жизнью, чтобы спасти
преследуемых евреев».
МО.
Обложка книги Страшный год.
57
ВСЯ ВЛАСТЬ ЗАВОЕВАТЕЛЯМ:
НЕМЕЦКОЕ ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВЛЕНИЕ
В «ОСТЛАНДЕ»
нии военной и гражданской мобилизации на использо-
вание хозяйственных возможностей Остланда, или по
вопросам о возможной автономии Латвии.
Немецкое гражданское правление 1–го сентября
1941 года начало перенятие функций у военной админи-
страции. Руководимое Лозе учреждение, штаб которого
находился в Риге, состояло из четырёх отделов: из цен-
трального бюро, политического, хозяйственного и тех-
нического отдела. Следующий уровень аппарата прав-
ления в Балтии образовывали три генеральных комис-
сариата в Таллине, Риге и Каунасе. В их задачу входил
надзор над работой немецких и местных правлений.
«Земельный» генеральный комиссар Латвии был нацист
Отто Гейнрих Дрекслер (
Otto Henrich Drechsler). Ниже-
стоящий уровень правления в Латвии составляли пять
областных комиссара, которые были непосредственно
подчинены генеральным комиссарам и осуществляли
надзор над работой местных самоуправлений.
В начале 1944 года в гражданском правлении Остлан-
да работало около 2000 немцев, не учитывая работни-
ков в Белоруссии.
Государственный
комиссар
Остланда Хинрих
Лозе с Вождём
Государства
Адольфом
Гитлером.
Фото
нацистской прессы.
Немецкое руководство создало новое администра-
тивное образование, которое получило название
остланд (Ostland). Причиной являлось управление
завоёванных областей, наблюдение их использования
для немецких нужд, а также осуществление своих
долгосрочных колонизаторских планов. На правах
«генеральных округов» (Generalbezirk) в остланд
включили территории государств Балтии и боль-
шую часть Белоруссии. Военное правление сменило
не менее строгое гражданское правление.
Немецкое гражданское правление начали создавать
17 июня 1941 года, когда по приказу Гитлера. Остланд
подчинили Министерству Оккупированных Восточ-
ных округов под руководством рейхслейтера Альфреда
Розенберга (
Alfred Rosenberg). Государственным комис-
саром Остланда назначили функционера нацистской
партии Гинриха Лозе (
Hinrich Lohse). К оккупированной
территории применили немецкое законодательство.
Лозе был сторонником строгой националсоциалисти-
ческой линии. Руководимое им гражданское правление
контролировало все латышские учреждения, включая
т.н. «земельное самоуправление», и подавляло любые
идеи восстановления самоопределения.
Важнейшие вопросы нацистской политики в Остлан-
де также решал государственный комиссариат. Време-
нами он доходил до конфликтов и с администрацией SS
Гиммлера, и с министерством Розенберга, в том числе
по делам, относящимся к уничтожению евреев, о влия-
Распоряжение о создании и организации немецной судебной
юрисдикции в Восточном округе от 6 октября 1941 года.
Рикоюму Вестнесис, 6 октябрья 1941 года.
ВОЕННОЕ ГРАБЛЕНИЕ:
ЛАТВИЙСКАЯ ЭКОНОМИКА ДЛЯ
ВЕЛИКОЙ ГЕРМАНИИ
Нацистскую экономическую политику в Латвии и
во всей Балтии определяли потребности военного
времени и немецкие цели колонизации. интересы
и нужды жителей Латвии в этой политике играли
подчинённую роль. их учитывали, когда возникала
необходимость обеспечения сотрудничества местно-
го населения, и только по этой причине.
Считая Латвию оккупированной территорией Совет-
ского Союза, Германия уже в начале объявила нацио-
нализированную советской властью собственность и
имущество военной добычей. Было создано особое
учреждение для управления этим имуществом. Оно
также забирало отобранное имущество евреев. Круп-
ные предприятия перешли в подчинение Германских
фирм или в их собственность.Только в 1943 году в про-
пагандистских целях началось частичное восстановле-
ние прав на частную собственность.
Большое количество продуктов питания и других
товаров вывезли в Германию или использовали для обе-
спечения войск, оставляя местному населению только
минимальные запасы. Для крестьян определили обяза-
тельные подати. Ввели карточную систему на продукты
58
питания, причём установленный в государствах Балтии
нормы были меньше, чем в Германии — ниже предусмо-
тренного в то время минимума. В промышленности
изготовлялись товары главным образом для Германии и
её армии, минимально заботясь о предметах потребле-
ния для местного населения.
Немецкая денежная и рыночная политика обеспечи-
вала утечку латвийских товаров из Латвии, чему спо-
собствовал непропорционально высокий курс немецкой
валюты по отношению к местной валюте, заморажива-
ние цен, а также закупка товаров для нужд Германии
дешевле на 40–50%, чем в самой Германии.
Интенсивнее всего экономическое разграбление Лат-
вии происходило в 1944 году — в конечном периоде
войны. Германию вывозилось производственное обо-
рудование, фабрикаты и полуфабрикаты — всё, что воз-
можно было эвакуировать. Остальное взрывалось или
разрушалось.
Карточка о сдачи
яиц и домашней
птицы как
продовольствен-
ной подати
в 1943/44 годах.
МО.
БАЛТИЯ СНОВА БУДЕТ НЕМЕЦКОЙ:
ПЛАНЫ НАЦИОНАЛСОЦИАЛИСТОВ В
БАЛТИИ
Долгосрочной целью националсоциалистической
Германии была колонизация территорий государств
Балтии, онемечивание и включение в состав великой
Германии. Лишь военная и политическая ситуация
военного времени диктовала необходимость отка-
заться от осуществления этих целей.
Немецкие интересы в Балтии определяла геополити-
ка и история. Националсоциалисты представляли идео-
логию имперской Германии
Drang nach Osten, которая
предусматривала вытеснение восточных народов для
создания жизненного пространства для немцев. Начи-
ная с завоеваний в 13–ом веке немцы господствовали
в городах и сёлах Эстонии и Латвии. Своё влияние они
сохраняли даже при смене властителей, и полностью
его лишились только после образования независимых
республик. Сейчас была возможность не только восста-
новить влияние, но и колонизовать Балтию.
В период с 1940 по 1943 год разрабатывалось несколь-
ко версий так называемого «Восточного генерального
плана» (
Generalplan Ost). Они предусматривали пре-
образование завоёванных восточных территорий в
составную часть великой Германии, размещение там
немецких колонистов, высылку рассово нежелатель-
ных в Россию, а также онемечиывние и ассимиляцию
остальных. В первые годы после задуманной победы на
войне предусматривалось размещение в Латвии около
160 000 привелигированных немецких колонистов (см.
ХХ стр.). Дальнейшую разработку планов прервали
неудачи на фронте.
Осуществляемую нацистами политику определяла
установленная долговременная цель, а также реаль-
ность, продиктованная войной. Нацистское руководство
не отступало от намеченной цели вплоть до конца войны
и не признавало стремлений латышской элиты воссста-
новить независимость. Достаточную, хотя и шаткую
лояльность элиты, обеспечивали прямые или косвенные
угрозы, неясные и двусмысленные обещания и частич-
ные уступки со стороны немцев. А страх возвращения
коммунистического террора и надежды благосклонное
политическое решение при помощи союзников Запада
после войны были критериями для латышей. Настоя-
щего доверия не было ни с одной, ни с другой сторо-
ны. Об этом свидетельствуют нацистские документы,
в которых, планируя оккупацию, предусматривалось
выслать из Латвии в Россию 30–40 000 представителей
латышской интеллигенции, которых считали неблаго-
надёжными из–за их «англофильской» ориентации. С
другой стороны свидетельством является меморандум
190 представителей латышской интеллигенции, состав-
ленный в 1944 году, с требованием восстановить суве-
ренитет Латвии.
Для достижения своих долговременных целей было
необходимо отчистить территорию от коммунистов и
рассово нежелательного населения, а остальных под-
готовить к германизации. Планы отчистки основыва-
лись главным образом на националсоциалистическую
рассовую теорию, которая определяла группы народов
по их «расистской ценности». При помощи такой клас-
сификации оккупанты старались различными способа-
ми также манипулировать группами народов Латвии
и вселять вражду между ними для достижения своих
целей. Уже в начале оккупации евреев и цыган обрекли
на уничтожение как не имеющих абсолютно никакой
ценности, и этот план был полностью осуществлён. Как
указывает историк Карлис Кангерис, нацисты поддер-
живали стремления рассово ниже классифицированных
латгальцев к культурной автономии, чтобы таким обра-
зом отделить их от других латышей, что позже облегчи-
ло бы их перемещение или уничтожение.
Расовый статус латышей, а вместе с тем и «онемечи-
вание» в начале был установлен ниже, чем у эстонцев,
но выше, чем у литовцев. Во время оккупации данный
статус был «улучшен», главным образом из–за праг-
матических соображений — возникла необходимость
вовлечь латышей в тотальную войну.
59
ГОСПОДСКИЙ НАРОД, ГОСПОДСКАЯ
КУЛЬТУРА:
ПОЛИТИКА ОНЕМЕЧИВАНИЯ
В публичных проявления националсоциалистическая
пропаганда была схожа с коммунистической. Широко
использовались нацистские плакаты, флаги, символика,
массовые мероприятия и прославление вождя великой
Германии Адольфа Гитлера.
Официальная переписка производилась на немецком
языке, и он стал первым обязательным иностранным
языком в школах. Публичные сообщения распространя-
лись параллельно на немецком и латышском языках.
Списки книг, запрещённых нацистами, были обшир-
нее тех, которые составлялись в год советской оккупа-
ции. Нередко в обеих списках включались одни и те же
произведения, изданые в период независимой Латвии.
Однако писатели и художники, которых преследовали
советские учреждения, во время немецкой оккупации
могли заниматься творческой деятельностью в усло-
виях контроля. Подобной возможности были лише-
ны те, которые сотрудничали с прежним режимом.
Публикации и выставки, театральные постановки и
концерты подвергались цензуре. Имелись указания под-
чёркивать в культуре всё немецкое. Нацистская полити-
ка предусмотрела постепенное ограничение газетных и
литературных публикаций. При этом хороших произ-
ведений предполагалось по возможности печатать на
немецком языке и в немецких издательствах.
На конечном этапе оккупации, когда поддержка латы-
шей в войне стала необходимой, проявления националь-
ных чувств разрешались всё чаще, правда, под контро-
лем. В латышских творческих произведениях редко,
и только в самом начале оккупации, наблюдаеся про-
славление националсоциализма или его вождя, а также
приветствие антисемитизма. Многие актуальные темы
проникнуты политическим духом того времени: наси-
лием коммунистов в Страшном году, любовью к родине,
героизмом в борьбе против врага. Особенно патриотиче-
ский и соответствующий духу времени эмоциональный
подъем в народе вызвала кантата–молитва «Боже, Твоя
земля горит!». Кантату сочинил поэт Андрейс Эглитис,
а композитором является Луция Гарута. Произведение
впервые прозвучало 15 марта 1944 года в церкви Св.
Гертруды в Риге.
Памятная доска в честь 500–летия города Бауски.
Фото нацистской прессы.
Распоряжение о переименовании улиц, мест и парков Риги
от 1 мая 1942 года. Многих улиц назвали именами нацистов и
героев немецкого империализма.
Рикоюуму Вестнесис, 1 мая 1942 года.
целью культурной политики националсоциалисти-
ческой Германии было подавление и подчинение
нацистской идеологии народного самосознания и
культуры латышей, выделяя вместо неё всё немец-
кое. Мнимое изменение этой политики на заключи-
тельном этапе оккупации было продиктовано необ-
ходимостью использовать патриотические чувства
латышей в свою пользу.
Подавление национальных проявлений началось с
отрицания стремлений к независимости, с сознатель-
ного умолчания слов «Латвия» и «латыш», с запретов
национальной символики и государственных праздни-
ков в начальном периоде оккупации. Переименованные
недавно коммунистами улицы теперь получили немец-
кие названия. Например, улица Свободы, ставшая во
время правления коммунистов улицей Ленина, превра-
тилась в улицу Адольфа Гитлера.
60
НЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО, И НЕ В
ГОСУДАРСТВЕ:
«ЗЕМЕЛЬНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ»
БЕЗ ВЛАСТИ
Было необходимо произвести впечатление, что
местному населению принадлежит часть власти.
Немецкому оккупационному правлению было важно
создать высшую местную институцию, которая
мнимо выглядела бы собственным правительством.
В действительности она не выполняла функции
правления и не имела реальной власти, и её воз-
главляли послушные люди, которые пользовались
определённым доверием народа.
В конце 1941 года было создано т.н. «Земельное само-
управление» (
Landesselbstverwaltung), которое состояло
из отдельных генералных директорий. Часть гене-
ральных директоров были известными людьми ещё со
времён свободной Латвии. Их участие в нацистском
оккупационном аппарате было двусмысленным. Они
полностью подчинялись немецким распоряжениям,
но временами всё же могли уменьшить причинённое
Латвии зло. Сотрудничество создавало впечатление
того, что народ поддерживает оккупационную власть,
хотя преставители «Земельного самоуправления»
иногда пытались протестовать и проявлать самостоя-
тельность в интересах народа.
Генералдиректорам запрещалось коллективно дей-
ствовать и решать дела политического характера,
которые были поручены нацистским оккупационным
учреждениям. Когда это иногда случалось, они получа-
ли строгие замечания. Генеральный директор юстиции
Алфред Валдманис в начале 1943 года требовал от
представителей нацистской власти признание независи-
мости в обмен на создание легиона. Его освободили от
должности и отправили в Германию.
Генеральным директорам в строго ограниченном
виде разрешалось заниматься судебными, хозяйствен-
ными, образовательными, транспортными, культурны-
ми и другими внутренними вопросами местного харак-
тера. Однако и здесь важнейшие вопросы, например, о
продовольственном рационе населения, о материальном
обеспечении, размере податей, зарплате и трудовой
повинности, решали оккупационные учреждения, дей-
ствуя параллельно с самоуправлением и поручая ему
выполнять свои решения.
Самоуправление, вместе с немецким гражданским
правлением, перестало существовать в сентябре 1944 го-
да, когда Красная армия вторглась в Латвию. До конца
войны не завоёванная советами территория Латвии
снова перешла под военное правление и правление SS.
ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВОЗМОЖНОСТИ:
ИДЕНТИФИКАЦИЯ
ЖЕРТВ КОММУНИЗМА И
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ ДЛЯ НАРОДА
Участник Национальной стражи Модрис Гулбис изучает
документы в здании «ЧК».
МО.
используя небольшие возможности, представленные
оккупационными учреждениями, латыши создавали
собственные организации, чтобы укреплять патрио-
тическое самосознание и оказывать помощь народу
в тяжёлых условиях оккупации и войны. особенно
значительной была деятельность по идентификации
преступных деяний коммунистичекского режима и
благотворительности для народа.
Для документации преступлений коммунистического
режима, с разрешения немцев, в бывшем здании «ЧК»
работала патриотическая молодёжная организация —
«Национальный Дозор». В течение трёх лет работни-
ки «Национального Дозора» документировали собы-
тия периода первой советской оккупации. Использовав
документацию в пропагандистских целях, учреждения
оккупационной власти исследованием злодеяний «ЧК»
не занимались, хотя официальная печать вплоть до
конца войны напоминала о зверствах коммунистов
и пугала народ их возвращением. Часть собранных
«Национальным Дозором» материалов сейчас находит-
ся в музее Оккупации.
Поздней осенью 1941 года работу начала Народная
помощь, которая объединила организации времён неза-
висимой Латвии (Красный Крест Латвии, Латвийский
Женский корпус помощи и др.). Народная помощь
содержала несколько больниц, санаторий, детских садов
и летних детских колоний. Она материально поддержи-
вала соотечественников, пострадавших в большевист-
ском терроре 1940/41 года и в боевых действиях, а также
латышских воинов на фронте и многодетных семей.
Народная помощь заботилась также об опознании жертв
первой советской оккупации. Созданная Народной
помощью картотека стала основой для списков депор-
тированных, которых в 1952 году в Стокгольме опубли-
ковал Латышский национальный фонд.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.