90
НА ПУТИ К «HOMO SOVIETICUS»
ПОДАВЛЕНИЕ ЛАТЫШСКОГО ЯЗЫКА И
ЛИТЕРАТУРЫ
идеология и политика совъетизации, проводимая
Коммунистической партией в послевоенный период,
шли рука об руку с сознательной руссификацией.
Советская языковая политика и практика руковод-
ствовались принципом, что русский народ и язык
имеет ведущую роль среди множества народов и
языков СССр. После войны с новой интенсивностью
возобновилась совъетизация также и литературной
жизни, чтобы творческий труд служил только для
обоснования и пропаганды коммунистической идео-
логии.
Тост Сталина в честь русского народа на торжествах победы
24 мая 1945 года: «Я пью, в первую очередь, за здравие
русского народа, ибо он является самой выдающейся нацией
из всех наций, которые входят в состав Советского Союза».
Прославление русской советской власти в Латвии
достигло своих вершин в период между сороковыми и
пятидесятыми годами — после тоста Сталина на торже-
ствах победы в 1945 году, где было провозглашено, что
русский народ является самой выдающейся нацией во
всем Советском Союзе. Распространялся миф о влиянии
русского языка и его значении во всём мире. Другим
языкам народов СССР была отведена второстепенная
роль. Распространению русского языка способствова-
ли волны переселенцев из русскоговорящих областей
СССР, которым необязательно было знать латышский
язык, а также руссификация всего аппарата управле-
ния, публичной повседнвной жизни. Внедрили единую
в советском государстве иностранную терминологию,
исходящую из практики русского языка.
Распоряжениями правительства менялось правопи-
сание латышского языка. Таким образом, советская
языковая политика сознательно мешала свободному и
органичному развитию латышского языка и угрожала
его существованию как полноценного, современного
средства общения. Ежедневно употребляемый русский
язык стал влиять на произношение, синтаксис и формы
латышского языка. Латышский язык становился невы-
разительным под влиянием клишейной советской про-
паганды и терминологии; его творческое развитие огра-
ничивали различные указания и замечания писателям
и поэтам.
Официальные правила правописания, изданные
в 1946 году. Письменный язык латышей в эмиграции их
не принял. Многие языковеды до сих пор аргументируют,
что они не соответствуют сути латышского языка.
МО.
91
91
Вспоминая опыт первого года советской оккупа-
ции, многие латышские писатели стали беженцами.
Литературную жизнь Латвии создавали немногие
оставшиеся писатели и коммунистически настроенные
литераторы, которые в 1941 году ушли вслед за Красной
армией. В период с 1945 по 1955 год количество книг
латышской литературы, изданных латышами в изгна-
нии, превысило количество книг, изданных в оккупиро-
ванной Латвии.
В литературе следовало строго соблюдать идеоло-
гию Коммунистической партии и основные принципы
«социалистического реализма». Прославление Сталина
и «Великой Отечественной войны» также было обяза-
тельным. Писатель уже не являлся творческой индиви-
дуальностью, а «инженером души» коммунистического
общества. Непокорных наказывали. Коммунистическая
партии Латвии следовала сигналам из Москвы. Поста-
новления ЦК КПСС, направленные против русских
литераторов Анны Ахматовой и Михаила Зощенко, а
также журналов
Звезда и Ленинград, служили основой
для аналогичных постановлений в Латвии.
Начатое в первый год советской оккупации состав-
ление списка запрещённой литературы продолжалось
запрещением книг во время правления националсоциа-
листов. После войны, в период советской оккупации,
последовали десять списков так называемой «устарев-
шей» литературы. Около 12 000 000 книг, изданных на
латышском, русском, немецком и других языках, были
перемещены в недоступные для общества «спецфонды»
или уничтожены на бумажной фабрике в Слока.
Была создана строгая трехкратная система цензуры
для изданий литературы и печати, репертуаров музы-
кальных произведений, художественных постановок и
общественных мероприятий. В подобных условиях не
могло быть речи о развитии оригинальной творческой
литературной деятельности.
ЛАТЫШСКИЙ ЯЗЫК И ЛАТЫШСКАЯ
ИДЕНТИЧНОСТЬ
Для латышей, более, чем для многих других крупных наро-
дов, язык является главным признаком идентичности. С
искренней гордостью латыши осознают, что их язык является
одним из древнейших индо–европейских языков, в кото-
ром сохранены крупные и столь же древние фольклорные
богатства — народные песни, пословицы, поговорки, веро-
вания, сказки и предания. В то же время латышский язык, на
котором говорят около 1,5 миллионов людей, является оним
из самых малочисленных языков. Поэтому сохранение и
Обложка книги Вилиса
Лациса Буря. В объемном
романе глорифицирована
Великая Отечественная
война и борьба коммунистов
против нацизма.
Страница из объединённого списка запрещённых
книг. Упомянутых в списке книг нельзя было держать
в библиотеках и продавать в магазинах. Среди других
запрещённых авторов указан и латышский «король сказок» —
поэт и писатель Карлис Скалбе (1879–1945), который уехал в
эмиграцию и умер в Швеции.
МО.
развитие своего языка является важной задачей современной
латышской нации. Это осознавали деятели Народного про-
буждения 19–ого века, которые заботились о модернизации и
защите латышского языка как от политики онемечивания, так
и от руссификации, которую осуществляла властвовавшая
в то время немецкая элита, с одной стороны, и бюрократия
царской империи, с другой.
Для коммунистов России, так и для нацистов Германии
независимость Латвии в 20–ом веке являлась препятствием
для осуществления их империалистических целей. Поэтому
для обеих было важно, если и не уничтожить латышский
народ физически как нацию, то истребить всякую возмож-
ность ему претендовать на статус нации и восстановить
своё независимое государство. Политика языка была частью
имперской политики. Она включала в себя жестокое уничто-
жение или нейтрализацию культурной и общественной элиты
народа, чтобы народ остался без духовного и политического
руководства, был неспособным свободно развиваться и стал
бы чахнуть. Эта политика включала наплыв колонистов
и рассеивание латышей за пределами родной земли, ещё
более уменьшая способность сопротивления народа. Она
включала в себя вытеснение латышского языка из ведущей
роли в своём государстве, его постепенное вырождение, гер-
манизацию, руссификацию и, наконец — полное внедрение
чужого языка как единственного средства общения и куль-
турного выражения.
92
ЯНИС ЭНДЗЭЛИНС
(1873–1961)
Ссылаясь на «гениальные
произведения товарища
Сталина в области язы-
ков», суровые упрёки пар-
тии коммунистов заслужил
выдающийся исследователь
латышского языка профес-
сор Янис Эндзэлинс. Его
обвинили в чтении лекций
по языковедению якобы «в
том же самом духе, что во времена фашистской Латвии»,
а языковые ошибки в заимствованиях русского языка и
в большевистской литературе разыскивает формально.
Схожие упрёки высказывались многим другим исследо-
вателям.
СТАТИСТИКА ПРОСЛАВЛЕНИЯ
СТАЛИНА
В сборниках стихов, изданных в 1948 году, Янис Плаудис
упоминает Сталина 29 раз, Андрейс Балодис – 28,
Александрс Чакс – 23, а Янис Гротс – 21 раз.
УРОК СОВЕТСКОЙ ИСТОРИИ 20
Подчинение литературы и искусства коммунистической
идеологии
История Латвийской ССР комментирует:
«Борьба за партийность в искусстве, за актуальную тема-
тику и приближённость литературы к жизни, её идейное
содержание были тесно связаны с требованием о полно-
ценности формы и содержания. В это время литераторам
приходилось преодолевать многие трудности выроста, а
также неудачи, недостаточное углубление в отражаемых
явлениях, фразеологии, схематизме и декларативизме.
[…] После постановлений ЦК ВК(б)П от 1946–1948 года
по идеологическим вопросам усилилась борьба против
безыдейности и аполитизма в литературе и искусстве,
против пережитков буржуазной идеологии.» (2:299)
«СОВЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР»
Идеология коммунистов пересматривала взгляды на латыш-
ский фольклор. Утверждений, что в латышском фольклоре не
существовало антогонизма между латышами, сочли якобы
неверными. Ведь в понимании классовой борьбы «существу-
ет вечная борьба как против немецких поработителей, так
и против своих эксплуататоров». Поэтому фольклор якобы
был «использован для идеализации древности и пропаганды
узкого национализма».
В конце сороковых годов началось собирание т.н. «совет-
ского фольклора», который якобы спонтанно рождался в
народе, а на самом деле был сочинён.
Институт Фольклора Академии наук Латвийской ССР
издавал сборники советских «новеших народных песен»,
в которых воспевался и прославлялся товарищ Сталин и
жизнь в советском обществе. Например:
Запевают Янов день
Наши трактористы.
На груди звезда героя,
На фуражках – алые гвоздики.
Колхозные хлебопашцы
Закрома намолотили.
Одно имя вспоминают,
Сталина благодарят.
По форме эти песни действительно соответствуют тра-
дициональным народным песням, но не содержанием. В
традиционном фольклоре не существует ни трактористов, ни
орденов. В Янов день мужчины носили венки, сплетённые
из дубовых веток, а не «алые гвоздики» на фуражках. Во
время жатвы благодарили Бога, а не Сталина. В поздние годы
советский режим ограничил и, наконец временно запретил
празднование Янова дня, стараясь изжить эту древнюю, но
всё ещё популярную латышскую традицию.
Обложка книги Латышский советский фольклор.
93
ЕДИНЫЙ ШАГ В КУЛЬТУРЕ:
ИСКУССТВО И МУЗЫКА НА ПОВОДУ У
ИДЕОЛОГИИ
Образцы советской музыки: «Вальс тракториста», «Латыши
приветствуют Сталина», «Бездельник в колхозе», «Ленин».
Не только литература, но и вся культурная жизнь в
Советском Союзе и оккупированной Латвии, следуя
идеологии и указаниям Коммунистической партии,
была регламентирована. Прославление коммунисти-
ческой идеологии и «социалистического реализма»
было обязательным во всех отраслях культуры.
Главный партийный идеолог Андрей Жданов и дру-
гие члены Политбюро осуждали так называемую «безы-
дейность» и «аполитичность». Искусство должно было
служить коммунистической идеологии.
Для контроля и регламентации творческой деятель-
ности интеллигенцию заставили «объединиться» в раз-
личные «творческие союзы», которых надзирали, чтобы
их члены следовали требованиям партийной идеологии.
Только члены союзов могли надеяться, что их работы
опубликуют, рассмотрят или озвучат, или что им будет
присуждена командировка и материальное пособие.
В изобразительном искусстве идеологи Коммуни-
стичекой партии боролись против проявлений «фор-
мализма», обозначая этим всё, что не соответствовало
дефиниции «социалистического реализма». Во время
обсуждений работ, выставленных для публичного пока-
за, у авторов «обнаружили» вредные проявления фор-
мализма и западничества. В конце 1949 года началась
перерегистрация членов Союза художников. Из Союза
исключили около 50 членов, главным образом за неже-
лание «отказываться от тенденций формализма».
Политически значимых тем требовали и в области
музыки. Особо тщательно готовились к популярным в
народе праздникам песни. В их репертуары включали
много советских «патриотических» песен и песен совет-
ских «братских республик», резко уменьшая количество
традиционных латышских песен.
ОСУЖДЕНИЕ «ФОРМАЛИЗМА»
В ЖИВОПИСИ
Своеобразного живописца Яниса Паулюка (1906–1984)
союз Художников осуждал в 1950 году: «В связи с
тем, что художник не сумел в своём творчестве пре-
одолеть остатки символизма и формализма, пере-
вести его на год в кандидаты, учитывая заявление
художника о его стремлении перейти на путь соци-
алистического реализма.» Первую персональную
выставку Паулюку разрешили организовать только
в 1964 году. Из 50 полотен жюри или цензура разрешили
выставить лишь 12.
ПОД ЗНАКОМ МАРКСИЗМА–
ЛЕНИНИЗМА:
ВВЕДЕНИЕ СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЫ
ОБРАЗОВАНИЯ
В послевоенные годы возобновилась совъетизация
образовательной системы с целью превратить её в
главный инструмент подчинения детей и молодёжи
коммунистической идеологии и для способствова-
ния укреплению русского языка среди молодого
поколения.
Якобы для обеспечения прав учиться в школе на род-
ном языке, определённых в «Сталинской конституции»,
для приезжих создали школы обучения на русском
языке, в которых латышский язык был необязательным.
Русский язык, в свою очередь, стал обязательным пред-
метом обучения в латышских школах. Не восстановили
существовавшие в годы независимости школы для
национальных меньшинств (евреев, поляков и других
национальностей). Так как в русских школах изучение
латышского языка выбирало сравнительно небольшое
число учащихся, школьная система в принципе обе-
спечивала становление русского языка единственным
всеобщим средством общения в обществе.
Особое внимание наделялось содержанию учёбы
и воспитания. Уже 13 декабря 1944 года утвердили
«Положение о работе комсомольских организациях в
школах». Ход торжеств планировала Коммунистическая
партия и советские учреждения. Учащиеся должны
были участвовать во всех официальных праздничных
парадах. Здания школ надлежало украшать портретами
вождей партии и правительства.
Программы обучения истории, литературы, геогра-
фии и иностранных языков приходилось радикаль-
но менять. Героями детских книг теперь стали крас-
ные партизаны–мстители, героические пионеры или
комсомольцыю К примеру, легендарный Павлик
Морозов — мальчик, который предал «ЧК» своего отца,
или Сталин и Ленин в юности. Ввели обязательное
военное обучение.
Очень тщательно проверяли учителей и преподавате-
лей. В целях выяснения «надёжных кадров» в 1950 году
организовали аттестацию учителей. В должностях не
94
Пионерское мероприятие.
МО.
истории ВК(б)П стали обязательными. Международные
связи запретили или строго ограничили. Акции по
чистке «буржуазных кадров» начались в 1947 году и
продолжались вплоть до 1953 года. Многих препода-
вателей и учёных морально унижали, организовывали
«вечера самокритики», уволняли с работы, осуждали
или высылали.
«СВОБОДА АНТИРЕЛИГИОЗНОЙ
ПРОПАГАНДЫ»:
ПОДАВЛЕНИЕ РЕЛИГИИ
После войны коммунистическая власть немедленно воз-
обновила антирелигиозную пропаганду. Продолжалось
отчуждение церковного имущества и аресты священ-
ников, а также стремление подчинить религиозную
жизнь контролю коммунистической партии.
Так называемая «Сталинская конституция» 1936 года
определила, что церковь отделена от государства, а
школа — от церкви. Она гарантировала и свободу
вероисповедания, и свободу антирелигиозной пропа-
ганды. Однако всё, включая атеистическую пропаганду
в обществе и в школах, контролировал режим всеми
имеющимися в его распоряжении средствами.
Закрыли монастыри Римской Католической церкви,
конфисковали всё недвижимое имущество и архивы
церкви. До 1958 года арестовали и осудили 65 священни-
ков католической церкви, десять из которых погибли.
Репрессиям подвергли также лютеранскую Церковь.
Около 60% лютеранских священников, включая
архиепископа Теодора Гринберга, стали беженцами,
а оккупационная власть старалась расколоть остав-
шихся. Представителя Латгальской лютеранской церк-
ви Карлиса Ирбе, которому Гринбергс передал свои
полномочия, в 1946 году арестовали и осудили на
10 лет за отказ сотрудничества с оккупационной
властью. Генеральный синод Лютеранской церкви
1948 года происходил под строгим надзором официаль-
ной власти. До 1962 года арестовали и осудили 40 люте-
ранских священников. Четверо из них погибли.
В течение двадцати послевоенных лет закрыли 40 при-
ходов православной церкви. Храмы передали госу-
дарству для использования в светских целях или
оставили заброшенными. Преследовали священников
латышских православных приходов. Ликвидировали
самостоятельность православной Церкви Латвии. В
репрессиях до 1952 года пострадало 46 священников.
14 из них погибли в заключении или пропали без
вести.
утвердили 328 учителей из–за политических причин, а
654 учителям аттестацию отложили, ибо «нет полной
ясности о родственниках учителей».
Преподавателям и научным работникам высших учеб-
ных заведений установили требование основываться на
теории марксизма–ленинизма в своей педагогической
и учёной работе. Лекции по марксизму–ленинизму и
94
СОВЕТСКИЙ АНТИСЕМИТИЗМ
Нацистский холокост почти полностью уничтожил еврей-
скую общину Латвии. К выжившим и вернувшимся из эва-
куации присоединились евреи из Советского Союза. Однако
общественная и культурная жизнь евреев в оккупированной
Латвии не могла расцвести. Еврейские школы, которые
существовали в независимой Латвии, не восстановлялись.
Подавили религию и культуру. Еврейскую литературу и
печатные издания времён независимой Латвии поместили
в закрытые фонды, и для доступа требовалось специальное
разрешение.
Преследование евреев усилилось после основания государ-
ства Израиль в 1948 году, под предлогом борьбы с проявления-
ми сионизма. В Латвии уже в 1949 году арестовали убеждённого
марксиста профессора Макса Шаца–Анина и его жену. Их
обвинили «в организации еврейского антисоветского национа-
листического центра». Широкие репрессивные акции против
евреев в СССР начались в январе 1953 года в связи с делом
евреиских «врачей–убийц». Только смерть Сталина предот-
вратила дальнейшие репрессии, но проявления антисемитизма
продолжались. Евреям создавались препятствия для переселе-
ния в Израиль. Первая еврейская школа начала действовать в
1990 году, когда в Латвии началось движение за независимость.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.