воскресенье, 29 марта 2020 г.

Прошлое и настоящее Риги и Латвии » История Латвии в ХХ веке » Латышский боевой самолет ВЭФ I-16.


   

Вот таким был Латвийский авиаконструктор. Карлис Ирбитис родился в 1904 году 14 октября в Латвии. Он за свою жизнь изобрел несколько самолетов и один из них был I-16 Легкий истребитель. Не тот Ишак о котором многие подумали, а совсем иной самолет 
 Такое его описание было на сайте airwar.ru: I-16 - легкий истребитель с фиксированным шасси, разработанный латвийской фирмой Irbitis. Самолет представлял собой цельнодеревянный низкоплан с двигателем воздушного охлаждения. Было построенно 3 самолета. После вхождения в 1940 году Латвии в СССР проходил испытания в ВВС СССР и Германии. 
По некоторым свединиям, самолетом I-16 заинтирисовалась Германия, но только для тренеровки пилотов Люфтваффе. 

Тактико-технические характеристики : 


Год принятия на вооружение 1940 

Размах крыла, м 8.23 
Длина, м 7.30 
Высота, м 2.40 
Площадь крыла, м2 11.43 
Масса, кг 
- пустого самолета 1100 
- нормальная взлетная 1540 
Тип двигателя 1 ПД Walter Sagitta I-SR 
Мощность, л.с. 1 х 454 
Максимальная скорость , км/ч 483 
Крейсерская скорость , км/ч 
Практическая дальность, км 400 
Максимальная скороподъемность, м/мин 
Практический потолок, м 8000 
Экипаж 1 
Вооружение: 2 20-мм пушки и 2 7.9-мм пулемета 

Источник : http://il2.rus.lv/index.p....t] 

Лучшим из них надо признать латышский цельнодеревянный боевой самолет ВЭФ I-16. С чехословацким компактным мотором Вальтер-Сагитта I-SR мощностью всего 455 л/с он развивал скорость 485 км/час на средних высотах и был вооружен двумя синхронными пулеметами Рейнметалл MG-15 калибра 7,92 мм. Он и внешне походил на С-690, но из-за отсутствия своих фенольных смол для пропитки древесины в Латвии, сосновый планер истребителя был покрыт... мебельной фонировкой под густым слоем лака. Самолет получился необычайно красивым и “летучим”. К июню 1940 года оба прототипа были полностью облетаны и приняты на вооружение ВВС Латвийской республики, однако в связи с “народными революциями” в государствах Балтии, спровоцированными сталинским режимом, так и остались на испытательном аэродроме в Риге. Советские летчики-испытатели перегнали один из них в ЛИИ ВВС Красной армии, где самолет интереса не вызвал по причине начатого выпуска ЛаГГ-3 с более высокими летными данными. Как и Ме-209 при эвакуации ВЭФ I-16 был уничтожен. 

В отличие от советских немецкие инженеры перевезли изделие ВЭФ в Берлин, где его всесторонне испытали и даже рекомендовали начать его производство. Бесспорным достоинством латвийской схемы было максимальное сокращение весовых характеристик за счет размеров фюзеляжа и площади плоскостей до 11,43 м2 и максимального облегчения планера-взлетный вес составлял всего 1540 кг. Для Германии, которой угрожал дефицит металла в случае продолжительной войны на два фронта деревянные конструкции становились решающими. 

Американцы тоже увлеклись зтой идеей... 

Полную версию Вы можете посмотреть по адресу :[font=Arial][color=black]http://hghltd.yandex.ru/yandbtm....rl=http 

Эта публикация появилась на сайте Час довольно давно - более двух лет назад, в июне 2000 года. Тем не менее, не обратить на нее внимание - просто невозможно. Итак: 

Нам разум дал стальные руки-крылья 

Возможно, что Латвия - точнее, латвийские авиаконструкторы - внесла существенный вклад в разгром гитлеровской Германии 

ЛаГГ-3.    
Не все знают, что в довоенной Латвии на ВЭФе было и самолетное производство. Сперва выпускали легкие спортивные машины, а в 30-е годы - и истребители. По первой букве фамилии конструктора Карлиса Ирбитиса латвийские самолеты имели литеру «I». 

Леонид ФЕДОСЕЕВ 

На вооружении истребителя I-16, развивавшего скорость до 480 км/час, на уровне лучших аналогов начала 30-х гг., было целых четыре пулемета. А в конце десятилетия Ирбитис создает новую машину - I-19, которая имеет пушечное вооружение и развивает скорость 640-680 км/час. 

Машина была недорогой в производстве и в эксплуатации и невероятно «живучей». Уже готовился запуск в серийное производство, но наступил 1940 год. Все связанное с I-19 - макеты, чертежи - провалилось как сквозь землю. Куда? 

Слишком хорошая машина 

В начале 1941 года начались испытания нового советского истребителя конструкторского бюро Н. Н. Поликарпова. И-185 намного превосходил немецкие истребители: две 20-миллиметровые пушки, скорость 680 км/час, мощный двухрядный двигатель воздушного охлаждения, стойкий к механическим повреждениям. 

Летавшие осенью 1941 года на экспериментальных И-185 летчики утверждали: машина имеет подавляющее превосходство. Однако самолет сняли с производства - цельнометаллический И-185 делался из дефицитных материалов и с большими трудозатратами. В условиях войны производить такие машины стало невозможно. 

Пиковая ситуация: фронту хронически не хватало истребителей, а 40 процентов производимых двигателей под уже не существующий И-185 отправилось на склад. Тогда и было поручено КБ А. С. Лавочкина «оприходовать» двигатели. И в начале 1942 года появляется Ла-5. 

    

Ла-5. 
Латвийский след 
КБ Лавочкина несколько лет хронически испытывало «кризис жанра». Еще в 1940 году его спасли от расформирования, поручив исследовать закупленные в Германии истребители Ме-109. Советский «а-ля мессер» - ЛаГГ-3 - был запущен в производство, было построено почти семь тысяч машин, но к началу 1942 году они существенно уступали модернизированным немецким Ме-109 и FW-190. 

По официальной версии, в начале 1942 г. Лавочкин поставил на ЛаГГ-3 мотор И-185 и запустил в серию под названием Ла-5. Однако бросаются в глаза существенные различия между одной и другой машиной. Да, можно утверждать, что иной двигатель заставил по-другому скомпоновать систему охлаждения. Но как быть с тем, что были полностью изменены кабина пилота и силуэт? Одной заменой мотора этого не объяснить. 

Полагают, что Ла-5 - это и есть «пропавший» I-19 Карлиса Ирбитиса. 

Ла-5 стал одним из основных советских истребителей в 1942-1943 гг. Было выпущено десять тысяч Ла-5 и почти семь тысяч несколько модифицированных Ла-7. Между прочим, одновременно в серию пошел значительно более мощный и полностью советский Як-9, имевший сначала 37-мм, а потом и 45-мм пушку, что позволяло ему уничтожать не только самолеты, но и танки. Утверждают, что производству Ла-5, точнее, конструкторскому бюро Лавочкина, протежировал лично Сталин. Неоспоримо другое - Ла-5 был отличным истребителем. 

***** 

Чтобы внести некоторую ясность, я хочу привести в качестве справки материал с польского сайта Samoloty 1,5. За возможно неточный перевод прошу не пинать, польский - не тот язык, на котором я говорю в совершенстве ;-) 

VEF I-16 (фото с сайта Luftwaffe-Experten)    

В конце 30-х годов главный конструктор авиационного отделения Государственного электротехнического завода (VEF) в Риге Карлис Ирбитис спроектировал на базе одноместного учебно-тренировочного самолета I-15 легкий истребитель под наименованием I-16. Подобно своему предшественнику, он имел деревянную конструкцию и был свободнонесущим низкопланом с неубирающимся шасси и закрытой кабиной пилота. Основная разница была в двигателях: I-16 был оснащен 12-цилиндровым рядным мотором Walter "Sagitta" чехословацкого производства, который был значительно мощнее "Gipsy Six". 
    
Прототип I-16 был собран и облетан в 1939 году. Его испытания продолжались до аннексии Латвии Советским Союзом 17 июля 1940 года. <Русские проводили изучение доставшегося им прототипа, который в следующем, 1941 году, попал в руки немцев. Новые оккупанты продолжили испытания I-16.> В то время самолет носил немецкие опознавательные знаки и имел регистрационный номер AW+10.    

Прототип I-16 (иногда указывается, что было произведено два либо три экземпляра) был вооружен двумя синхронизированными пулеметами калибра 7,9 мм, размещенными в фюзеляже и стрелявшими сквозь плоскость винта (дополнительно устанавливались два таких же пулемета в крыльях [4]). Рассматривался так же другой вариант вооружения – с двумя пушками калибра 20 мм, размещенными в крыльях. На серийной модели Ирбитис планировал применить убирающееся шасси, что повысило бы характеристики самолета. <В 1940 году на базе I-16 планировалось разработать проект следующего, более скоростного и мощного истребителя, получившего наименование I-19.> 

Тактико-технические данные. 

Конструкция: однодвигательный одноместный свободнонесущий низкоплан с закрытой кабиной и неубирающимся трехстоечным шасси с хвостовым колесом. Все колеса снабжены обтекателями. Конструкция деревянная. Оперение классическое, свободнонесущее. 

Размеры: 
Размах – 8,23 м 
Длина – 7,30 м 
Высота – 2,70 м 
Площадь крыла – 11,43 м2 (11,50 м2 [4]) 

Масса: 
Пустого – 1100 кг 
Взлетная – 1540-1550 кг 

Характеристики: 
Максимальная скорость – 483 км/ч на высоте 7900 м (460 км/ч [4]) 
Крейсерская скорость – 350 км/ч 
Потолок – 8100 м (8000 м [4]) 
Дальность – 805 км 

Двигатель: один 12-цилиндровый V-образный двигатель воздушного охлаждения Walter "Sagitta" I-SR мощностью 343 кВт (460 л.с.) с 2-лопастным винтом изменяемого шага. 

Вооружение: два пулемета калибра 7,9 мм в фюзеляже (два пулемета калибра 7,9 мм в фюзеляже или два пулемета калибра 7,9 мм в крыльях [4]). 

Экипаж: 1 человек. 

Производство: Valsts Elektrotechniska Fabrika (VEF), Рига, Латвия. 

Выпущено: 1 прототип. 

Литература: 
1. V. Nemecek "Vojenska letadla", dil 3, Nase Vojsko, Praha, 1992 
2. Letectvi + Kosmonautika nr 11/86 
3. W. Green, G. Swanborough "The Complete Book of Fighters", Smithmark, New York, 1994 
4. R. Humberstone "Latvian Air Force 1918-1940", Blue Rider, Londyn, 2000 

***** 

А теперь давайте внимательно посмотрим на тезисы г-на Федосеева: 

На вооружении истребителя I-16, развивавшего скорость до 480 км/час, на уровне лучших аналогов начала 30-х гг., было целых четыре пулемета. 

Для "начала 30-х" - действительно неплохо. Однако, I-16 появился на свет в конце этих самых 30-х. Согласитесь, разница есть. К тому же, даже четыре (пусть не два, как в некоторых источниках) пулемета винтовочного калибра - это не серьезно для истребителя того времени. 

Идем дальше. Про I-19. 

Машина была недорогой в производстве и в эксплуатации и невероятно «живучей». Уже готовился запуск в серийное производство, но наступил 1940 год. 

О каком производстве идет речь, о какой живучести? I-19, даже если допустить, что приведенная информация с сайта Samoloty 1,5 не точна, элементарно не могли быть запущены в производство. Тем более, никаких данных об эксплуатации и, естественно, живучести быть просто не могло. 

Далее. О И-185 - могу только отослать желающих к монографии Ю.Гугли и В.Иванова в "Аэрохобби" №1-94. Про судьбу этого самолета там написано достаточно, и в этом свете догадки г-на Федосеева... г-хм, неточны. В частности, причины, по которым И-185 не пошел в серию - вовсе не дефицитные материалы. 

Ну и дальнейшие версии - так же из области не совсем научной фантастики. И про "мессершмитовские" корни ЛаГГ-3, и про его "отличие" от Ла-5. Кстати, если вы заметили, даже в рисунках статьи - путаница. На первом изображен не ЛаГГ-3, а Ла-5, а на втором - совсем уж МиГ-3. Разница этих машин действительно бросается в глаза. 

И совсем уж фантастичной выглядит предположение о Ла-5 как о "похищенном" I-19. 

...Таким образом, отныне Россия лишается своего гордого звания - "родина слонов". Стараниями г-на Федосеева теперь так достойна называться Латвия, с чем ее и поздравляю!
    

Источник : http://screw.by.ru/press20.htm


По теме:

Илья Муромец " построен в 1913-м под руководством Игоря Сикорского на Русско-Балтийском вагонном заводе (располагался в Риге)

Самолёт Герберта Цукурса C-6 Tris Zvaigznes. Постройка стоила 24 000 латов, причем строился он вскладчину

IDA-10M - двухмоторный пассажирский самолет латвийской фирмы VEF. Планировалось переделать самолет под легкий бомбардировщик.






 Первый латвийский авианосец
 Латышский боевой самолет ВЭФ I-16.
 SV-5-ближний разведчик производства завода VEF 




 Танк "Президент Улманис" 
А также танки "Carden-Loyd" ,"Fiat 3000A 105","Latgalietis","Vicker" ,броневик на базе Латвийского "Ford Vairogs V-8"и много другой военной техники,состоявшей на вооружении Латвийской Армии




Краткая история латвийской армии

Обсудить на форуме:


 «ЭР200»- электропоезд рижский, макс. скорость 200 км/ч
 Он был создан в Риге
 Рижский Вагоностроительный Завод .Трамваи
 Рижский Вагоностроительный Завод
 РВЗ-7 - "Лебединая песня" рижских вагоностроителей
 Трамвай опоздает на годы
 Ригу и Москву соединил низкопольный трамвай
 "Боинг"-трамвай RVR-2002
 Вагон типа РВЗ-55
 Трамвай РВЗ-6
 Рижский ретро-трамвай
 Рижский трамвай, который не дошел до серии
 Модель низкопольного вагона РВЗ-2000
 Описание трамайного вагона РВЗ-10 (RVR-LF02, он же РВЗ-2000)
 Рижские трамваи. Трамвайный вагон "МТВ-82"
 Рига автомобильная
 Рижские автомобили "для нужд воздушно-десантных войск"
 RAF-251 (1955-1958)
 Взлет и падение Рижской автобусной фабрики
 Руссо-балт советской эпохи
 История РАФ. Погубленный революцией
 Рига-родина российского автомобиля
 Первый в мире танк родом из Риги
 Cамая большая «вина» Вилиса Лациса
 Иоанн Рижский (святой)
 Инакомыслие в Латвийской ССР
 Сегодня их называют – национальные партизаны
 Инцидент с генералами
 Латвия в XX веке в контексте европейской истории
 Латвия посвятит юбилею республики масштабный гей-парад
 Латвийцев пригласили на парад секс-меньшинств с детьми
 Ученики 3-го класса тренируются рисовать «гей-флаги»
 Грандиозный 100-дневный гей-парад стартует в Риге
 Присоединение Курземе к России
 Присоединение Латгале к России
 Преобразование хоз. управления и судебной системы в Видземе
 Крестьянские волнения в Видземе во второй половине XVIII в.
 Восстановление экономики Видземе. Начало 18 века
 Присоединение Видземе (Лифляндии) к России. 17 век
 Герцог Яков (латыши называли его Екабс) (1642-1682гг)
 Курземское (Курляндское) герцогство
 Латгале в XVII веке
 Польско-шведская война (1600—1629 годы)
 “Календарные беспорядки” в Риге
 Латгале и Видземе под властью Польско-Литовского государства
 Ливонская война и ее последствия. 1558-1583гг.
 Реформация в Ливонии. Церковные погромы.
 Сопротивление народа Латвии феодальному гнету
 Дворянская торговля в Риге в 13-18 веках
 Рига в 14 веке
 Распри между орденом и рижским архиепископом
 Ливонский орден
 Феодальная раздробленность Ливонии
 Причины победы в Латвии немецких купцов и феодалов. 13 век
 Борьба земгалов за свободу. 13 век
 Борьба куршей с крестоносцами. 13 век
 Покорение епископом Альбертом латгалов и селов. Нач. 13 века
 Вторжение немцев на земли ливов. 12 век
 Родовая Община в Латвии. Сестры и братья. Народ, родичи и др
 Летнее солнцестояние — день Лиго
 Религиозные верования латышей
 Народное творчество латышей
 Одежда, украшения на территории Латвии. Орнаментальные узоры
 Строительство в Латвии в 10-13 веках
 Культура жителей Латвии в Х—ХII веках
 Взаимоотношения народностей, населявших Латвию, Литву и Эсто
 Христианство в Латвии в период до Xlll века
 Зарождение ранних гос. образований в Латвии до 13 века
 Начало формирования в Латвии феодальных отношений. 12 Век
 Хозяйственное развитие Латвии в Х—XII веках
 Попытки русских феодалов подчинить прибалтийские земли
 Набеги скандинавов на территорию Латвии в V-XI веках
 Жители древней Латвии
 Изменение общественных отношений в Латвии в древние времена
 Земледелие и скотоводство Латвии в древности
 Первые люди Латвии и их занятия
 Условия жизни народа Латвии до 19 века
 Занятия латышского народа 16-18 веков
 Латышские школы и первые письменные источники на латышском
 Первые протесты против крепостного права в XVIII веке
 Устное народное творчество латышей в эпоху феодализма
 Развитие товарного земледелия в Латвии
 Развитие мануфактур в Латвии
 Каугурское восстание в Латвии
 Латышский народ в период войны 1812 года
 Освобождение крестьян Латвии в 1816-1830 гг.
 Борьба за революционное развитие сельского хозяйства в Латви
 Крестьянские волнения 1841 г. в Латвии. "КАРТОФЕЛЬНЫЙ БУНТ"
 Переход к денежной аренде в Латвии
 Расслоение крестьянства Латвии
 Общины гернгутеров в Видземе
 Становление латышской литературы
 Развитие латышской литературы
 Литераторы-немцы в Латвии
 Первые периодические издания на латышском языке
 Народное образование в Латвии 19 века
 Латгале в середине XIX века
 Реформы 60-х годов 19 века в Латвии
 Развитие сельского хозяйства в Латвии в пореформенный период
 Развитие промышленности в Латвии во второй половине XIX века
 Младолатыши
 Наиболее видные деятели нац. пробуждения Латвии в в 19 веке
 Историческое значение эпохи нац. пробуждения в Латвии.
 РЕВОЛЮЦИОННОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЛАТВИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
 Реформы 70—80-х годов 19-го века. Политика русификации Латви
 Рабочее движение в Латвии в 70—80-х годах XIX века 






 Хроники Шестого отдела. «Неугодные». Четвертая серия проекта LTV7 о «лихих 90-х»

 Хроники Шестого отдела. «Оборотни». Третья серия проекта LTV7 о «лихих 90-х»



 Хроники Шестого отдела. «Бригады». Вторая серия проекта LTV7 о «лихих 90-х»


Самое начало 90-х.
 6 отдел. «Дикий» Запад. Хроники Шестого отдела: первая серия проекта LTV7 о «лихих 90-х»

Популярные сообщения

 








Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.

Сегодня в мире

Новости сайта INFOPORTAL.LV

Новости сайта INFOPORTAL.LV

Это интересно

Новое на форуме