114
НА МИРОВЫХ ПРОСТОРАХ:
ОБЩЕСТВЕННАЯ И КУЛЬТУРНАЯ
ЖИЗНЬ ЛАТЫШЕЙ В ЭМИГРАЦИИ
После «большого разъезда» послевоенные латышские
беженцы к 1950 году проживали на всех мировых
континентах. Самое большое количество латышей
было в США, Канаде, Австралии, Великобритании,
Швеции и Германии. общественные, культурные и
просветительские инициативы, которые процвета-
ли в лагерях беженцев в Германии, продолжались
в новых местах обитания, приспосабливаясь к кон-
кретным условиям. Активная часть латышей в эми-
грации заботилась, чтобы живое ядро латышского
общества за пределами Латвии сохранилось вплоть
до конца века, не смотря на огромные расстояния и
ассимиляцию.
Жизнь в новых местах обитания приходилось начи-
нать с начала. Почти всем латышам, независимо от
образования и занимаемых ранее должностей, в начале
приходилось выполнять простую физическую работу.
Людям старшего поколения, которые слабо владели
местными языками, было трудно освоиться на новых
местах. Частично поэтому они стали главной опорой
при создании различных организаций для латышей в
эмиграции. Молодое поколение легче осваивало ино-
странные языки. Ему открывалась возможность посту-
пать в вузы, осваивать профессии и получать доходные
рабочие места.
Почти на каждом месте, где разместились латыши,
создавались организации, заботившиеся о культурной
и общественной жизни: приходы, общества, хоры и
театральные группы. Более или менее регулярно про-
исходили различные мероприятия. Когда была создана
достаточная материальная база, стали приобретать или
строить недвижимость для общественных нужд: церкви
и дома для общества, сельскую собственность для лет-
них лагерей.
Создавались центральные организации, которые пред-
ставляли латышей отдельных государств и континентов.
Существовали также организации всемирного масшта-
ба: Объединение Свободных Латышей Мира (ОСЛМ) и
организация Даугавас Ванаги (ДВ). Её в лагере военно-
пленных в Бельгии создали латышские легионеры, и она
со своими отделениями и вместе с ячейками Даугавас
Ванадзес (женское представительство) стала влиятель-
ной культурной, общественной и содействующей орга-
низацией. Развитию культурной и общественной жизни
способствовали также крупные мероприятия — празд-
ники песни, дни культуры, праздники молодёжи и кон-
грессы. Создавались фонды с целью накопить средства
для поддержки культуры и образования.
Особое внимание и много средств латышская обще-
ственность в эмиграции вкладывала в воспитании
молодёжи. Во многих местах существовали суббот-
ние и воскресные школы, где изучали латышский
язык, литературу, фольклор, географию и историю
Латвии. Для дальнейшего образования создавали
летние средние школы и курсы. В немецком городе
Мюнстере (
Munster) действовала полномерная латыш-
ская гимназия, где обучалась молодёжь со всего мира. В
США, в Западномичиганском Университете Каламазу
(
Kalamazoo) долние годы существовала специальная
программа для студентов Латвии. Активно действова-
ли также молодёжные организации, начиная со скау-
тов, гайд, молодёжных кружков, коллективов народ-
ных танцев и кончая центральными молодёжными
Схема размещения латышей в мире, составленная профессором Эдгаром Дунсдорфом в 1968 году. По данным переписи
населения 1959 года в Латвии проживали неполных 1,3 миллиона латышей.
Дунсдорф Э. Атлас истории Латвии. Мельбурн, 1978.
В КАНАДЕ
В СОЕДИНЕННЫХ
ШТАТАХ
АМЕРИКИ
В ШВЕЦИИ
В АНГЛИИ
ВО ФРАНЦИИ
В ГЕР-
МАНИИ
В АВСТРАЛИИ
В НОВОЙ
ЗЕЛАНДИИ
В СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ
(за пределами
Латвии)
В БРАЗИЛИИ
Латышей в мире – 1,6 миллионов,
в том числе в Латвии – 1,3 миллиона
В АРГЕНТИНЕ
115
115
организациями в отдельных странах. Таким образом
латышам в эмиграции удалось сохранить хотя и неболь-
шое, но хорошо образованное латышское поколение.
Они не родились в Латвии, но оживленно сопереживали
стремлениям Латвии к независимости. Несколько сотен
из них выбрали Латвию постоянным местом житель-
ства и работы.
Символ первого Праздника
Латышской молодёжи
в 1959 году.
МО.
Латышский центр и гимназия в Мюнстере во время
школьного выпуска в мае 1989 года.
Валтерс Ноллендорфс (частная коллекция).
Так как в странах поселения всех иммигрантов ста-
рались интегрировать и ассимилировать, местные пра-
вительства обычно не поддерживали общественную
и культурную жизнь приезжих. Все созданные нацио-
нальные организации, школы, церкви, общественные
и культурные мероприятия главным образом приходи-
лось финансировать за счёт собственных средств.
ЛИТЕРАТУРА И ПЕЧАТЬ ЛАТЫШЕЙ
В ЭМИГРАЦИИ
В начальном периоде деятельности латыши в эмиграции
числом изданных книг на латышском языке превзошли окку-
пированную Латвию. Когда материальное положение в стра-
нах поселения стабилизовалось, издательства выпустили
много капитальных трудов —
Латышскую энциклопедию,
Латышские народные песни, собрания сочинений многих
латышских классиков, а также много новых произведений.
Вышла большая серия книг по истории Латвии, а ежегод-
ник
Archīvs, которую издавал профессор Эдгарс Дунсдорфс
в Австралии, публиковала исследования о деятельности
латышей в эмиграции. Поддержанию связей, сотрудниче-
ству и общению в широком масштабе способствовали также
журналы и газеты, начиная с изданий местных обществ,
городских и приходских бюллетеней и кончая изданиями
мирового масштаба.
Названия газет латышской эмиграции.
Яуна Гайта является самым
устойчивым журналом
латышской эмиграции.
В 2010 году вышел
261–й номер. Журнал в
1955 году начало издавать
Объединение Латышской
Молодёжи в Америке.
Позже он стал всеобщим
обозрением литературы,
культуры и политики.
История Латвии
написанная
Эдгаром
Андерсоном:
«Внешняя
политика»,
обложка
1–го тома.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.